X

Буллинг в школе: советы родителям

Всегда-всегда будьте за своего ребёнка. Если его травят в школе и
не поддерживают дома, куда ему податься? Единственное, что он делает:
провоцирует детей своим от них отличием. Но он не выбирал это. Он просто
такой, какой есть. И ему нужна ваша поддержка и помощь.

Травля (буллинг) — это систематическое физическое и/или
психологическое насилие со стороны группы по отношению к её участнику.
Важно понимать, что травля — это не только тычки и оскорбления. Обидные
прозвища, насмешки, игнорирование, бойкот, унижение — всё это тоже
признаки травли.

Буллинг в школе: советы родителям
Травля — это не конфликт. Конфликт — это столкновение интересов,
потенциально имеющее решение, конфликт — это средство, а не цель. Травля
же не используется как средство достижения цели, она цель сама по себе.
Разница между конфликтом и травлей примерно такая же, как между войной и
геноцидом.

Травля — это не игра. В игре участвуют добровольно, в игре можно
меняться ролями и от игры участники получают удовольствие. В травлю
вовлекают насильно и удовольствие она приносит только агрессору.

Если ваш ребёнок столкнулся с травлей, есть несколько конкретных
шагов, которые нужно сделать, и при этом важно держать в голове два
тезиса, важность которых я поясню ниже, в обсуждении плана действий:

Тезис N1: Травля — всегда групповой процесс.

Тезис N2: В ситуации травли всегда (прописью — всегда) стоим на стороне того, кого травят.

Как противостоять травле в школе:

Шаг 1: поверить своему ребёнку и признать, что ему действительно плохо и что проблема есть.

К сожалению, довольно часто случается, что родители не в состоянии
сделать этот шаг и начинают делать то, что делать категорически нельзя:
обесценивать проблему («да они просто дурачатся, не обращай внимания») и
сваливать ответственность на ребёнка («наверное, ты сам виноват, что
тебя задирают, не давай повода, они и не будут приставать»).

Тут стоит понимать, что, безусловно, есть некая «группа риска», т.е.,
дети, которые с большей вероятностью могут стать жертвами травли, а
именно:

имеющие особенности развития (инвалидность, дефекты речи, СДВГ, РАС и т.п.);
отличающиеся по национальному признаку от большинства детей;
отличающиеся по успеваемости (круглые отличники/круглые двоечники)
имеющие яркие внешние особенности (высокий/низкий, худой/полный, веснушки, очки, раннее половое созревание и т.п.)
Можно продолжить список, но в целом понятно, что для травли нужен только
повод, и жертвой может стать кто угодно, поскольку (см. Тезис N1)
травля является характеристикой группы, а не жертвы. Поэтому вспоминаем
Тезис N2 и идём дальше.

Шаг 2: сообщить о ситуации взрослому, ответственному за
группу: классному руководителю, руководителю кружка, вожатому в лагере и
т.п.

Иногда бывает достаточно того, что взрослый будет отслеживать и
пресекать ситуации буллинга. Эффективно это в той ситуации, если дети
действительно не понимают, что они наносят человеку ущерб, а считают,
что это такая игра. В таком случае разъяснения и контроля со стороны
взрослого может быть достаточно.

Шаг 3: если руководитель группы в курсе и ситуация не
меняется, то идём на уровень выше — к директору/завучу и говорим: в
таком-то классе у такого-то учителя травля, разберитесь.

Что школа должна сделать:

признать факт наличия проблемы;
обратиться к методистам департамента образования за помощью.
Что школа (скорее всего) будет делать:

отрицать проблему («вы преувеличиваете»);
обесценивать проблему («это просто особенности детского общения»);
валить всё на ребёнка («он просто слишком чувствительный, да и вообще сам не лыком шит»);
валить всё на родителей («это вещи, которые воспитываются в семье»);
рекомендовать обратиться к психологу;
рекомендовать сменить класс/школу.
В общем, коротко говоря, школа будет говорить «ничего нет, а если есть,
то вы сами виноваты». И тут как никогда важно помнить наши тезисы:
травля — это групповой процесс, жертва не несёт за него ответственности и
нельзя эту ответственность на неё перекладывать.

Есть два здравых зерна: совет пойти к психологу и совет сменить
школу. К психологу стоит пойти за поддержкой, укреплением самооценки и
личных границ и (возможно) за навыками саморегуляции, а смена школы —
это действительно способ избавить своего ребёнка от враждебно
настроенной группы. Однако, не всем этот способ подходит, в таком случае
переходим к следующему шагу.

Шаг 4: департамент образования и прокуратура.

Эти слова, как правило, действуют на руководство школы магическим
образом, и школа соглашается сделать то, что должна. Но если этого не
произошло, то идём на сайт департамента образования и пишем там
обращение, в котором указываем школу и суть проблемы.

С прокуратурой можно сделать так же, более того, в случае, если вы
сможете доказать ущерб, нанесённый ребёнку, можно через суд получить
компенсацию вреда с родителей обидчика(-ов). Но если нет физического
ущерба (зафиксированных травм и/или ущерба имуществу), а есть только
психологический ущерб, то доказать это сильно сложнее. Однако, в любом
случае, прокурорская проверка — это то, чего любая школа хочет избежать,
а по итогам такой проверки могут быть уволены те педагоги, кто либо сам
участвовал в травле (такое, увы, не редкость), либо содействовал ей
невмешательством.

Резюме:

Если вашего ребёнка травят, помните, что это — не его вина и не его
ответственность. Быстрое решение проблемы — смена класса/школы. Более
долгий путь: идти в школу и требовать с неё решения проблемы, вовлекая
последовательно людей от классного руководителя до директора. Если и на
уровне директора вы получаете отказ, обращайтесь в департамент
образования или даже прокуратуру.

В заключение хочется сказать: травля — явление разрушительное не
только для жертвы, но и для агрессора и свидетелей тоже. Люди, которые
видят травлю и не вмешиваются, получают опыт страха и беспомощности.
Агрессор — утверждается в деструктивных способах общения и может в
дальнейшем испытывать трудности в близких отношениях. Жертва —
переживает беспомощность, одиночество, страх, злость, что может
приводить к расстройствам, суицидальным попыткам или нападениям на
одноклассников. Поэтому травля — это проблема не одного человека, это
проблема всех.

И всегда-всегда будьте за своего ребёнка. Если его травят в школе и
не поддерживают дома, куда ему податься? Единственное, что он делает:
провоцирует детей своим от них отличием. Но он не выбирал это. Он просто
такой, какой есть. И ему нужна ваша поддержка и помощь

Источник econet.ru

Источник: you-journal.ru

begemot: